Воспитание детейПсихология семьи

Что страшного в детских рисунках

Принципы психологической «расшифровки» детского рисунка

Все дети рисуют. Кто-то часто, кто-то реже, но вряд ли удастся найти ребенка, который ни разу в жизни не брал в руки карандаш или кисточку. Рисовать нравится всем, но многие дети, не встретившие признания и похвалы на тернистом пути «в искусство», забрасывают это занятие. Потом, правда, некоторые возвращаются к художеству, но далеко не все и не всегда. А у тех, кто возвращается, стоит выяснить почему. Вдруг это следствие психологических проблем и невозможность «выплеснуть» наболевшее другим способом.

В общем, нужно наблюдать: что дети рисуют и как. Потому что именно это занятие, как ни одно другое творческое, позволяет вовремя заметить неладное и принять адекватные меры. Кроме того, рисование само по себе — способ терапии, душевного расслабления и даже медитация. Так что изобразительное искусство можно назвать «абсолютно полезным способом времяпрепровождения».

Но как же все-таки «читать» детские рисунки? Можно ли этому научиться, будучи просто родителем без специального психологического или педагогического образования? Оказывается, можно.

Мама и папа вполне могут самостоятельно оценить нарисованное ребенком. Но, заметив проблемы, им все же придется обратиться за профессиональной психологической помощью. У детей тонкая душевная организации, которую можно сломать неосторожным словом или действием. Тут нужны знания, навыки и опыт профессионала.

Важно:
Специально просить «что-то изобразить» не нужно. Нужно наблюдать за тем, что уже рисуется по детской инициативе. При этом единожды замеченные «опасные» темы или методы изображения – совсем не повод для паники. Такое может случиться с любым ребенком. А вот навязчиво повторяемое – всегда является предметом для пристального изучения.

По каким же принципам следует расшифровывать нарисованное детьми? Давайте разбираться.

Надо обращать внимание на:

  1. Оттенки. Тут важно смотреть, какие краски использует рисующий ребенок, каким оттенкам отдает предпочтение. Если преимущественно темные/мрачные, следует насторожиться.
  2. Сюжеты. Беспокоиться нужно, когда явно прослеживается агрессия, тема смерти и/или разрушения (разрушения «в общем», то есть любого).
  3. Нажим. В норме он не должен быть чрезмерным.
  4. Размер изображений. Этот момент тоже достоин внимания: всегда слишком большие или маленькие – тоже отступления от условной «нормы».
  5. Грубое искажение действительности. Если люди и животные постоянно без голов, например, надо бить тревогу.
  6. Настойчиво желание заглянуть «внутрь»: когда ребенок рисует внутренние органы, это серьезный повод задуматься (такое, правда, случается крайне редко).
  7. Перечеркивание/зачеркивание. Это тоже могут быть темы для серьезного размышления.

Какие сюжеты говорят о внутреннем неблагополучии

Поговорим о том, что же рисуют дети. Их сюжеты невероятно разнообразны. И в большинстве случаев абсолютно безобидны. Но когда малыш раз за разом изображает на листе бумаги автомобильные аварии, убийства, разного рода катастрофы или казни, нужно понимать, что внутри него происходит серьезный конфликт, требующий внимания не только от родителей, но и со стороны психолога.

Также стоит обратить внимание на сюжеты, переходящие из рисунка в рисунок. Такой подход свидетельствуют о ситуации (жизненной и сложной), которую маленький человек пытается себе объяснить, как бы «переварить». И у него это не получается, а значит надо попытаться помочь.

Многие дети вдруг начинают рисовать то, что вызывает отвращение – рвоту, кровь из глаз и носа, испражнения и т.д. Это может означать только одно – потерю психологического равновесия личности. Об этом же свидетельствуют искаженные изображения действительности – люди и животные без голов и/или конечностей, небо внизу, а трава наверху, прочие «выходы» за грани разумного.

На что обратить особое внимание, анализируя рисунок ребенка: нажим, заштриховывание, повторы и пр.

На внутренний конфликт, происходящий в душе ребенка «здесь и сейчас», прямо указывает заштриховывание нарисованного. И чем резче и беспорядочнее линии, которые дети оставляют на листке бумаги, тем острее они нуждаются в помощи. При этом чаще всего им просто не хватает сочувствия и понимания со стороны взрослых.

Нужно обратить внимание и на цвет фломастера или карандаша, когда ребенок начинает черкать. Чем он темнее, тем безысходнее ребенку кажется ситуация. На самом деле, несмотря на то что беспорядочное штрихование на родителей оказывает самое зловещее впечатление, оно относительно безопасно, быстрее и проще купируется, нежели остальные «художества». Это потому, что речь идет об остром, а не застарело-хроническом психологическом состоянии. Такое легче снимается – что называется, «пока горячо». Тут можно обойтись и без профессионала, если, конечно, дети не штрихуют изо дня в день, выбирая все более темные оттенки для этого занятия. Порой бывает достаточно обнять и поговорить. Расспросить, что же такого случилось и чем можно помочь. Попробуйте – наверняка сработает.

Теперь о нажиме. Не нужно быть специалистом, чтобы догадаться – в этом случае хороша норма, когда на карандаш или фломастер нажимают не слишком сильно и не очень слабо. Первое свидетельствует о внутренней напряженности, о чем-то таком, что требует, но не находит выхода. Второе – о нерешительности, желании стать как можно незаметнее. Многим при этом кажется, что второе лучше первого, но это не так. С первым, кстати, справиться получится быстрее и легче, а вот со вторым придется повозиться, и не стоит откладывать действенное вмешательство в долгий ящик.

Про повторения уже было сказано выше – они опасны, поскольку чреваты зацикливанием на проблеме, а значит, трудностью выхода, избавления.

Значение цвета, форм и размеров в детском рисунке

В рисунках детей огромную роль играют оттенки. Если ребенок все изображает в темных цветах, это может свидетельствовать об угнетенном, а то и о депрессивном состоянии юного художника. В идеале его рисунки должны быть разноцветными и обязательно яркими. Однако, если дети в своих картинах одновременно используют больше 6 цветовых оттенков, это явно говорит об их ранимости и эмоциональной чувствительности.

Впрочем, часто бывает и наоборот: изо всего разнообразия цветов ребенок выбирает один или два только. Это значит, он о чем-то тревожится, чем-то обеспокоен. А если это только черный и серый цвета, родителям и вовсе следует насторожиться – их чадо чем-то подавлено и, может быть, чего-то очень боится.

Однако психологи не советуют спешить с выводами. Использование одного-двух карандашей или фломастеров вполне может быть обусловлено тем, что малыш просто не хочет рисовать, ленится. Так что, если каких-то других признаков нет, а выбор небольшого количества цветов не повторяется раз от разу, волноваться не нужно.

Еще немного хочется сказать о красном цвете. Многие дети обильно привносят его в свои рисунки. Близкие беспокоятся, считая этот цвет «опасным», говорящим об агрессии. Еще бы, ведь кровь тоже красная! Но на самом деле опасения тут излишни. Красный для ребенка – это цвет радости. Используя его при рисовании, он чаще всего демонстрирует окружающим свое дружелюбие и открытость для общения.

Да, красный считается еще и цветом власти, энергии, силы. И его маленькие поклонники могут проявлять лидерские черты, вторгаясь в чужое пространство и подчиняя всех себе. Но тогда должны быть дополнительные психологические «звоночки», которые вкупе с особенностями рисунков сподвигнуть взрослых на обращение к профессиональному психологу.

Что касается других цветов, то считается, что:

  • Желтый не только цвет солнца, но еще и детства, он свидетельствует о позитивном отношении ко всему и вся, преобладании положительных эмоций;
  • оранжевый – цвет жизнелюбия, который детки без психологических проблем (в возрасте до 5 лет) предпочитают всем остальным оттенкам;
  • розовый является цветом робких, застенчивых детей, остро нуждающихся в родительской поддержке;
  • зеленый выбирают ребята с высоким интеллектуальным потенциалом и стремлением к творчеству;
  • синим рисует ребенок, полный внутренних противоречий;
  • а вот голубым цветом – тот, кто легок в общении и везде заводит новых друзей, но, правда, не прощает обмана, даже самого невинного;
  • фиолетовый любят дети с богатым воображением, впечатлительные натуры, обожающие красоту и уют;
  • коричневым цветом преимущественно рисует ребенок, находящийся в состоянии конфликта с людьми (может быть, дома у него проблемы или в классе, но что-то явно не в порядке);
  • серый (его дети выбирают очень нечасто в качестве основного) предполагает, что малыш сознательно стремится продемонстрировать свое безразличие, усталость и желание устраниться от происходящего или от реальности вообще;
  • черный цвет, вызывающий особое родительское волнение, и в самом деле не свидетельствует ни о чем хорошем – тут и агрессия, и депрессия, и враждебность, и безнадежность – в общем, призыв предпринять экстренные меры, если получится.

Что касается форм и размеров, то подчеркнуто маленькие или, напротив, невероятно большие размеры привычных вещей – всегда свидетельство тревоги и взвинченности. Это требует вмешательства, коррекции, как и искажение форм в нарисованном (квадратные головы, круглые ноги, отсутствие туловищ у людей и животных, прочее подобное).

Когда нужно обращаться за профессиональной психологической помощью

Рисунки детей должны стать объектами пристального родительского внимания. Конечно, не каждый рисунок становится предметом разбора, но, если что-то бросилось в глаза, то лучше, как говорится, «перебдеть, чем недобдеть».

Взрослому, разглядывающему нарисованную картинку, следует многое учитывать:

  • Обстоятельства создания;
  • наличие нужного количества карандашей разных цветов (их должно быть не меньше шести, иначе не стоит говорить о «преобладании» какого-то одного или двух оттенков);
  • есть ли у ребенка какой-то любимый цвет;
  • ситуацию, складывающуюся вокруг малыша в последнее время и пр.

И еще: если дети рисуют море, не стоит удивляться преобладанию синего в рисунке, а если луг – то зеленого и т.д. Лучше обратить внимание на неестественный выбор цвета для того или иного изображения.

Когда ребенок рисует не один – в классе или студии — нет смысла оценивать работу с точки зрения психологии. Выбор цвета, формы, нажима или еще чего-то в этом случае может быть обусловлен особенностями «коллективного творчества». Может быть что-то необычное, выходящее за рамки нормы, было на рисунке товарища, а ребенок все это просто скопировал.

Необъективными являются и результаты анализа рисунков «на заданную тему», которые ребенок приносит из сада или школы. Там он не выбирает, а рисует, что задано.

Очень сильно на детское творчество влияет настроение в настоящий момент. Вряд ли тот, кто только что поссорился с другом или поругался с бабушкой, выберет для своего рисунка яркие краски и разноцветие. И тут, наоборот, можно поправить дело, если предложить порисовать вместе, разложив перед ребенком ворох карандашей и/или фломастеров. И не просто разложив, но и предложив – «давай, нарисуем лужицу поярче, а для листвы возьмем не бурый, а ярко-зеленый, будет у нас лето» и т.д. Может быть, так даже получится исправить состояние маленького художника, и он заметно повеселеет.

Рассматривая рисунок, не задавайте своему сыну или дочке вопросов типа «а что это у тебя тут нарисовано?», потому что «все и так понятно»! Просто попросите рассказать о своей картине. Это поможет проанализировать нарисованное лучше, избежав неверных интерпретаций.

От прямой похвалы за рисунок тоже лучше воздержаться. Начнете хвалить изображенную девочку, а это окажется собачка… Ребенок расстроится, поняв, что нарисовал непонятно, «не так». И критиковать художника не надо! Выбирайте «середину», без конкретики. Например, скажите: «Как интересно! Необычный рисунок. Расскажи-ка мне о нем!» Тогда можно получить действительно исчерпывающий и объективный анализ.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close