Любовь к себе и счастьеПсихология отношений
Как мексиканские сериалы 90-х испортили жизнь поколению женщин
В 90-х в нашу жизнь пришли сериалы. Это был не только новый формат трансляции фильма, но и возможность взглянуть на другую жизнь, непохожую на нашу повседневность. На просмотр очередного мыла собирались семьями от мала до велика, соседями и кругом подружек, буквально впитывая информацию и переживая за героев, словно за близких людей.
В то же время жизни целого поколения женщин оказались испорченными из-за слишком близкого восприятия идей, которые исподволь транслировали эти сериалы. Потом, через 10-15-20 лет, эти женщины подробно разбирают неправильные установки в кабинетах психологов, сожалея о потерянных в ошибках годах.
Почему так случилось? Что плохого было в этих сериалах и как это отразилось на установках женщин?
Оглавление:
Чем была вызвана популярность мексиканских сериалов
Кроме того, что этот формат подачи фильма оказался новым для нашего зрителя, это стало еще и возможностью прикоснуться к другой жизни. Не той, за окнами, с ее очередями, прошедшим развалом государства, инфляцией и синими курами по талонам, а другой, где на первый план у героев выходят чувства. Просмотр сериалов оказался еще одним способом выпустить эмоциональное напряжение в переживаниях за телевизионных героев.
Одними из самых популярных сериалов были «Богатые тоже плачут», «Просто Мария» и «Дикая Роза». Стиль повествования здесь очень неспешный и размеренный, а серии довольно короткие — 20-25 минут за минусом рекламы. Таким образом, зрители не просматривали определенный отрезок сюжета, а практически проживали вместе с героями их жизнь в синхронном порядке.
Это стало причиной не только прикованности к экранам, но и эмоциональной привязанности, а в чем-то и отождествления себя с кем-то из героев. Но верные ли идеи и установки воспринимались зрителями? Давайте разберем основной посыл в трех самых любимых женщинами лентах.
Богатые тоже плачут
Сюжетно история вполне мыльная и незамысловатая. Богатая семья приютила несчастную сиротку, с которой у сына-наследника случилась любовь с осложнениями. После длительных и бурных выяснений отношений, с обязательной потерей памяти и потерянным на 18 лет ребенком, пара наконец счастливо воссоединяется.
Но если присмотреться повнимательнее, можно увидеть много подводных даже не камней, а скал.
По сути, главных героев, Марианну и Луиса Альберто, объединяет не любовь, а психологические травмы. Их душевные косяки подошли друг к другу, как уголки пазла — он стремится что-то доказать вопреки презрению отца, а она с детства привыкла к постоянным шпилькам и трудностям. В итоге один эти трудности без устали создает, а другая героически их преодолевает, доказывая, что любовь способна на все.
Основа характера Марианны закладывается в детские годы, под прессом пьющего отца, злобной мачехи и ее похотливого кузена. В итоге девчонку просто выставляют на улицу, где ее находит дон Альберто, добрый и готовый обогреть.
Дон Альберто приводит ее в свой дом, где устраивает на правах бедной родственницы. Супруга дона предлагает более рациональный вариант — отправить девочку учиться, обеспечив оплату и содержание на время учебы, ведь это даст ей шанс на достойное будущее. Почему же дон не согласен и оставляет Марианну в качестве не то привилегированной прислуги, не то приживалки? Ответ прост — Марианна для него не более, чем инструмент мести и психологического прессинга в адрес супруги и сына.
Претензии к жене и сыну сводятся к тому, что сын вырос ленивым прожигателем жизни, причем таким его воспитала нерадивая мать. история скромно умалчивает, где в это время был сам возмущенный отец и почему он не воспитывал сыночка по образу и подобию.
Луис Альберто в свои 30 лет с одной стороны получает безусловную любовь от мамы и холодное презрение от отца. Причем шпынять он сына не перестанет до самого конца, даже когда тот из балбеса станет превращаться в сына-опору. В свою очередь, Луису Альберто встречается Марианна — идеальная мишень для абьюза, на которой можно сорвать все недовольство жизнью.
Он начинает привязывать девушку к себе, сочетая душевное общение и комплименты со скандалами и оскорблениями. Психологические качели затягивают, и Марианна постепенно превращается в этакую мудро-ведическую женщину, которая любит, терпит, страдает и прощает ради очередной вспышки якобы неземной любви, а на самом деле — пряника после кнута.
Когда в жизни Марианны встречается адекватный и морально зрелый мужчина, она отвергает его — с ним ведь намного скучнее, чем с Луисом Альберто, умеющим профессионально вытягивать нервы по одному.
При хорошем раскладе, герои фильма — просто поле непаханое для психологов. Но вместо психолога там есть только падре, который сам не имеет опыта семейной жизни, и потому не может научить ничему, кроме смирения.
Основной посыл фильма — правильная женщина может сделать человека из любого козла. Правда, ценой своих нервов, здоровья и безграничного прощения.
Просто Мария
Решительная девочка из села приезжает в столицу, чтобы вырваться из замкнутого круга крестьянского быта. Там она встречает любовь в виде бестолкового мажора из богатой семьи, Хуана Карлоса, который увлекается прекрасным полом и конным спортом, и никак не может получить диплом. Здесь отсылка к Луису Альберто из предыдущего сериала — почему-то авторы сценариев упорно раздают целеустремленным и успешным отцам сыновей-корзиночек, которые могут только пудрить мозги окружающим.
Любовь заканчивается предсказуемым финалом — герой-любовник морочит голову Марии обещаниями жениться (как-нибудь потом), а при беременности сливается в закат и планирует свадьбу с девушкой из своего круга.
Девушка становится матерью-одиночкой, что в те годы весьма неприлично. При этом она не оставляет честолюбивых планов и не расстается окончательно с отцом-подлецом своего ребенка.
После длительных эмоциональных качелей по принципу прихожу-ухожу Мария наконец посылает ненадежного партнера в дальние дали, посвящая себя воспитанию ребенка и освоению профессии. Такое перенаправлении энергии не только похвально, но и приносит результат — Мария открывает собственную линию одежды и возглавляет дом моделей.
Но и здесь не обошлось без подводных камней. Ложная гордость заставляет ее отказаться от справедливого финансового участия Хуана Карлоса в жизни их общего сына под девизом «Я все сама!» В общении с сыном ему тоже отказано, а мальчику четко донесено, что он сын отца-подлеца, тем самым обеспечена куча комплексов на всю жизнь.
Более того, вся родня Марии по каким-то причинам не работает и не имеет никакого дохода, беззаботно расположившись на шее успешной родственницы. Ну что ж, кто везет — на том и едут.
В ее личной жизни существуют два мужчины — болезненная любовь в виде Хуана Карлоса, и вечный друг Виктор, влюбленный в Марию (или в свою любовь к ней). Один динамит героиню, другого динамит она сама. При этом от друга приходится терпеть громкие вспышки ревности и мотания нервов, но она же мудрая женщина, потому терпит, оправдывается и вразумляет.
И снова поднимается вопрос о необходимости помощи психолога всем участникам данного мыла, но его снова нет. Есть друзья, подруги и мудрая мама Виктора, которые не могут починить голову, а только транслируют собственное видение ситуации.
Мораль сей басни — женщина должна быть сильной всегда и в любой ситуации. А вот мужчины — что с них взять? Они как дети, с ними надо помягче, а то плакать будут.
Дикая Роза
Главный герой — снова лоботряс, на этот раз живущий под присмотром сестер-снобов, по имени Рикардо. Сестрички достали своим воспитанием, и он решает помотать им нервы. Для этого он не придумал ничего лучше, чем жениться на девчонке из трущоб Розе. Чувства Розы в расчет не принимаются — она просто орудие розыгрыша.
К слову о самой Розе. В отличие от мальчишек из тех же трущоб, с которыми она проводит свободное время, у нее отсутствую хоть какие-то признаки воспитания. такое ощущение, что крестная, которая ее растила, присутствовала все это время в углу в роли безмолвного портрета, а не воспитателя.
Но вот отшумела свадьба, и шутник понял, что с новоиспеченной женой ему стыдно выйти в люди. Попытаться научить супругу основам этикета и стиля он даже не пытается — для этого надо быть мужчиной, а не великовозрастным мальчиком. Поэтому Рикардо намеками, а потом и прямым текстом объясняет Розе, что мол, пошутили и хватит, не пара мы.
После расставания Роза начинает строить свою жизнь, попадая по своей наивности в пикантные и неприятные ситуации (хотя ее подруги-соседки более ориентированы в жизни, снова вопрос — не в вакууме ли росла девушка?).
В итоге ее находит настоящая мать, владеющая немалым состоянием. Она же лепит из вульгарной и неграмотной девушки светскую леди. И чудо — на горизонте появляется Рикардо, теперь уже безгранично влюбленный. Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я, и далее по тексту.
Он начинает бегать за Розой, требовать от нее понимания и прощения. Что, впрочем, не мешает ему пудрить мозги другой женщине (ну как такой красавец и без женского пригляду?).
Здесь вместо психолога выступает садовник, что в принципе еще печальнее, чем падре. Мораль — мужчины имеют право на ошибки, а женская задача состоит в понимании, прощении и принятии мужских слабостей.
Какие идеи транслировались женщинам и почему они вредны
Основной посыл этих сериалов — формирование псевдопатриархальной реальности. почему псевдо? Потому что в патриархальном обществе мужчина главенствует благодаря своим личным качествам, ответственности и способности брать ситуацию в свои руки. Псевдопатриархальная реальность — это пляски вокруг великовозрастных корзиночек, которым нужно уступать, вытирать сопли и бесконечно прощать.
При этом женщина не имеет права на ошибку, и даже в 17 лет должна демонстрировать мудрость, готовность пожалеть, понять и простить. Прощение — вообще красная нить всех этих сериалов. Даже когда герой-любовник бросает с ребенком, доводит до нервных срывов и выставляет на посмешище, за что любой нормальный человек дистанцирует такое счастье от себя подальше, героине полагается великодушно прощать со слезами на глазах.
Зачем? А затем, что жить без штанов в доме стыдно. Чтобы безмужняя жизнь была принята обществом, нужно добиться значительного успеха и тащить на себе вагон прихлебателей. Тогда общество не запишет в изгои, но… Будет бесконечно жалеть несчастную и пытаться пристроить ее хоть к каким-нибудь штанам.
Сколько наших соотечественниц после просмотра этого мыла стали тащить на себе коня, избу и карьеру, бесконечно прощая инфантилизм и выходки своих половинок, по примеру положительных героинь? Сколько из них решились-таки дойти до психолога и привести голову в порядок?
Сериал — это возможность посмотреть красивую или не очень историю. Но брать сериальные сюжеты на вооружение в поисках счастья — опасное и неблагодарное занятие.